-Определение места в общей
системе уроков;
- определение оптимального
содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока,
с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения
учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так
и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных
методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального
воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную
активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на
уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех
дидактических принципов;
- создание условий успешного
учения учащихся.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это:
традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа,
учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление
новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это:
практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет
целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения
знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью
выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и
систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет
целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки
и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и
т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия
ЭТАПЫ.
Дидактические задачи. Показатели реального результата решения задачи.
1. Организация начала занятия. Подготовка
учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое
включение учащихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего
задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание
всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания
контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности
выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу
занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной
деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к
активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и
способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания
знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.Активные
действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование
самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания. Установление
правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление
пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых
знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок
и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов
действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне
применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих
применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация
знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение
мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по
включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению
внутрипредметных и межкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка
знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий,
обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися
планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятий. Дать
анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей
работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися
информациио реальных результатах учения.
10. Рефлексия. Мобилизация
учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности,
общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость
учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов
саморегуляции и сотрудничества.
11. Информация о домашнем
задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего
задания. Проверка соответствующих записей.Реализация необходимых и достаточных
условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в
соответствии с актуальным уровнем их развития.
Этапы комбинированного урока:
1.
Организация
начала урока
2.
Проверка
выполнения домашнего задания
3.
Всесторонняя
проверка знаний
4.
Подготовка
к усвоению нового учебного материала.
5.
Усвоение
новых знаний.
6.
Первичная
проверка понимания учащимися нового материала.
7.
Закрепление
новых знаний.
8.
Подведение
итогов урока.
9.
Информация
о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Этапы других
типов уроков включают как обязательные этапы:
·
Организация
начала урока
·
Подготовка
к активному усвоению нового учебного материала.
·
Информация
о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа
выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
|