Здоровье
учащихся
Самым
показательным конечным результатом любого образовательного процесса является
состояние здоровья учащихся, при этом под здоровьем понимается состояние
полного психического и физического благополучия. Физическое здоровье учащихся
зависит от учителя – предметника, хотя и в меньшей степени, чем от семьи, от
состояния физической подготовки в школе, работы классного руководителя, секций
и спортивных клубов. Неправильная поза на уроке, утомление глаз могут привести
к нарушениям опорно – двигательного аппарата, снизить зрение. Что может сделать
каждый учитель для здоровьесбережения на своих уроках?
Во –
первых, рационально организовать урок, что предполагает на 20 и 35 минутах
урока физкультминутки, эмоциональные разрядки, смену видов преподавания и видов
деятельности учащихся. Минутками отдыха могут стать игровые разминки. Они и
позволяют снять утомление, повысить двигательную активность, дать эмоциональную
разрядку. Но если это делает только один или два учителя, результата не будет.
Нужна система работы учителей всей школы.
Во –
вторых, главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это
нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем. Атмосфера
дружелюбия, уважения – то, что сохраняет наше здоровье и здоровье наших детей,
наше плохое настроение, которое выливается в раздражение, окриках, равнодушие –
то, что разрушает их психику и даёт пример безнравственного поведения.
Психологический комфорт, атмосфера дружелюбия, душевности, уважения – всё это
формирует учитель. Для того, чтобы сохранить психическое здоровье детей,
использую на уроке принципы педагогики сотрудничества: полноценное
межличностное общение, построенное на уважении к чужому мнению, на доверии, на
освобождении учеников и учителя от взаимных подозрений, недоброжелательства,
неискренности, страха.
В –
третьих, не ленитесь и не упускайте возможности связать тему вашего урока с
проблемами сохранения здоровья: физического, психического, социального. Не
проходите мимо и не жалейте времени, если вам приходится отвлечься на уроке для
обсуждения ситуации, связанной с неправильным отношением к своему здоровью
ребят – согнул спину, курил на перемене, торопился и упал, не завтракал дома и
т.д. Конечно, здесь необходимо чувство такта, чтобы никого не обидеть и не
выставить на посмешище, но умалчивать примеры неправильного поведения по
отношению к своему здоровью ребят, свидетелями которого вы стали, это давать
повод им сделать вывод, что поступать так можно, это пример безнравственного
поведения.
В –
четвёртых, учитель должен быть сам здоров. Больной учитель не научит детей
заботиться о своём здоровье. Как мы о нём заботимся, это дело сугубо индивидуальное,
но поглощение лекарств – это не пример заботы о здоровье. Если вы больны и
плохо себя чувствуете, то вы не сможете полноценно работать, а если больной
учитель laquo;героическиraquo; даёт уроки, то он учит детей наплевательски
относиться к своему здоровью. Материал взят с сайта http://www.uroki.net/docxim/docxim43.htm
|