Личность
современного учителя
Каким
должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к
человеку, работающему учителем и какие требования предъявляет к учителю
информационный век?
Объектом профессиональной активности учителя
является другой человек – ученик, поэтому несомненно, что педагог должен
обладать определённой сумой высоких личностных качеств. Но если мы попробуем их
перечислить, то придём к перечню достоинств любого современного культурного
человека: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли
это, что каждый культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для
успешного выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать
определёнными личностными качествами, основой которых является интерес (
положительно окрашенное эмоциональное отношение) к жизни, интерес к человеку,
интерес к культуре. Ведь в первую очередь, учитель – это воспитатель, а
воспитание определяют как введение ребёнка в контекст современной культуры. Культура,
как и вся наша жизнь, находится в постоянном движении, и я стараюсь
прослеживать развитие культуры, интересуюсь её достижениями в самом широком
смысле слова. Интерес к человеку позволяет относиться к каждому ребёнку с
учётом его индивидуальных особенностей, как к данности в каждый данный момент
взаимодействия с ним. Интерес к жизни – это целевое обеспечение, позволяющее
мне формировать у детей отношение к жизни как к ценности, так как я сама
проявляю к ней ценностное отношение.
Учитель сегодня – организатор процесса
обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он –
консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит
рефлексивный подход.
Очень
часто личностью учителя, его умением установить с учащимися контакт, желанием
работать вместе определяется уровень познавательного интереса к предмету. В
этом учителю помогут различные игровые методики, включающие как короткие
дидактические игры, так и игры на весь урок ( игровые оболочки), а также
игровые разминки. Эти разминки и коротенькие игры, не имеющие отношения
собственно к предмету химии, очень важны для установления атмосферы
непринуждённости, снятия напряжения, помогают быстро сконцентрировать внимание
или наоборот, расслабиться и отдохнуть. А в результате ребята учатся общаться,
помогать друг другу и просить о помощи, учатся жить вместе.
Предлагаю правила на каждый день, которые
помогут учителю:
- Я не источник знаний на уроке – я организатор
урока и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать ;зачем ему это?, т.е. цели
занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся
в сфере интересов ребёнка;
- Исключила из своего лексикона слова ошибочный
ответ, неправильно и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю
обсудить: А как вы думаете…, Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь….
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой,
в котором участвуют все.
- На каждом уроке – работа в группах: парах,
четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение,
просить помощи или предлагать её.
- Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею
управлять своими эмоциями и учу этому детей.
- Если после моего урока у ребёнка не осталось
никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не
хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и
был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.
Литература
1.Бабанский Ю.К. Основные условия и критерии
оптимального выбора методов обучения. М.: Просвещение, 1971. – 375 с.
2.Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок:
Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство
Первое сентября, 2000. – 224 с.
3.Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8
класс. М.: Блик – плюс, 2000. – 271 с.
4.Габриелян О. С. Химия. Методическое пособие. 8-9
классы. М.: Дрофа, 1998. – 56 с.
5.Грабецкий А.А. и др. Использование средств
обучения на уроках химии. М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
6.Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса
обучения. Красноярск: 1989. – 217 с.
7.Ильин Е. Н. Обезличенное знание не может быть
нравственным// Комсомольская правда, 17 декабря 1978 .
8.Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр
Педагогический поиск, 2000. – 336 с.
9.Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения.
М.: Просвещение, 1976. – 238 с.
10.Оценка качества подготовки выпускников основной
школы по химии./ Сост. Каверина А.А. М.: Дрофа, 2001 – 48 с.
11.Педагогическая энциклопедия. Т 1. М.:
Просвещение, 1964. – 587 с.
12.Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1998.
– 345 с.
13.Программы для общеобразовательных учреждений. Составитель
Н. И. Габрусева . М.: Дрофа, 2000. – 220 с
14.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.:
Просвещение, 1971. – 215 с.
15.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.
Киев: 1975.- 220 с.
16.Терский Н.Л. Педагогический анализ урока.
Красноярск: 1984. – 176 с.
17.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.:
Просвещение, 1976. – 245 с.
18.Шамова Т.И., Давыденко Т.М.. Управление
образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр Педагогический поиск;,
2001 – 384 с.
19.Щуркова Н.Е., Шнырев В.Н.Новое в воспитательной
работе. М.: 1991- 156 с. Материал взят с сайта http://www.uroki.net/docxim/docxim43.htm
|